Как правильно тренировать внимание ребёнка?

методика монтессориПолемика вокруг СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) у детей продолжается и продолжается. С одной стороны у нас такие заслуженные ученые, как профессор Университета Миннесоты Л. Алан Сроуф, который утверждает, что в перспективе лекарства от дефицита внимания не эффективны. Так же он утверждает, что это не врождённое заболевание, а достаточно часто оно вызвано стрессами в семье, такими как насилие, частые переезды, даже тенденция насмехаться над проблемами и переживаниями ребёнка.

С другой стороны, ученые из профессинального общества СДВГ в США, которые считают, что СДВГ является наследственным и лекарства могут быть эффективны. Так или иначе 3 миллиона наших детей ежедневно принимают стимуляторы.

Майк, который сейчас на последнем курсе Университета Лос-Анджелеса, то получает, то не прекращает медикаментозное лечение от СДВГ с тех пор, как ему был поставлен диагноз в начальной школе. Поэтому у него есть свое мнение о том, что лекарства могут дать, а что нет. Например, какие-то помогают сконцентрироваться на скучных заданиях, в то время, как они не повышают его общую эффективность. Но он считает, что такие лекарства помогут любому сфокусироваться. Это ровно то же самое, что говорит доктор Сроуф: «Стимуляторы, в целом, имеют одинаковый эффект на всех детей и взрослых. Они повышают способность концентрироваться, особенно на заданиях, которые не совсем интересны или когда человеку скучно, но они не повышают способности к обучению».

Исследования показывают, что внимание можно тренировать. И за последние несколько лет игры и методики, тренирующие внимание, стали очень популярны, но не только среди детей с СДВГ. Существуют исследования, показывающие рост IQ после таких тренировок. Родители и школы приобретают такие игры и тренинги для своих детей. Однако преподаватели школ Монтессори утверждают, что не стали бы приобретать такие игры для своих классов. Несмотря на приверженность технологиям, они утверждают, что классы Монтессори уже рассчитаны и оборудованы таким образом, чтобы окружающая среда способствовала концентрации внимания. По словам доктора Монтессори, «развитие концентрации — один из самых важных результатов всей работы школ Монтессори». Поэтому дошкольный класс и начальная школа Монтессори имеют деление на занятия по 3 часа, а не по 30-40 минут, как обычные школы.

Периоды глубокой концентрации учеников школы Монтессори называются «процессом» или «течением». Благодаря исследованиям доктора Михайя Чиксентмихайи (американского психолога венгерского происхождения) и доктора Кевина Ратанда, мы узнали, что в сравнении с обычной школой среда школ Монтессори помогает ученикам достигать глубокой концентрации, «процесса» или «потока» гораздо чаще и более эффективно.

Среда Монтессори, тем не менее, это не просто тренировка внимания. «Процесс» в классе Монтессори способствует развитию любви к обучению, то, что компьютерные игры дать не могут. «Процесс» позволяет вам чувствовать настоящее удовольствие и радость процесса познания и изучения и потом знания будут ассоциироваться с радостью и в дальнейшем. Как пишет доктор Чиксентмихайи, «Каждый учитель, что бы он ни преподавал, музыку или немецкий язык или математику, должен знать, насколько важно для ребенка в процессе обучения почувствовать этот «поток», потому что это подарит ему желание изучать больше и больше».

Причина, по которой «процесс» настолько приятен для мозна в том, что он не требует особых усилий, так как он проистекает из любопытства и интереса. Как результат такого методы обучения, человеку легче контролировать себя и это позволит ему изучать вещи, которые ему не так интересны, как другие.

Если дети в обычных школах не испытывают «поток» так же часто, то что тогда они испытывают? Моя догадка — это то, что они испытывают давление и стресс из-за необходимости и обязанности учиться и делать упражнения, сидеть ровно и спокойно, слушать внимательно, что говорит учитель целый день.

Иногда мне любопытно, обнаружился бы СДВГ у Майка, если бы он посещал школу Монтессори? Мне интересно, если бы у него была возможность испытывать «процесс» или «поток» ежедневно, работал бы его мозг по-другому? Я задумываюсь о нём и о тех 3 миллионах детей, которые регулярно принимают лекарства. Можем ли мы представить обычную школу, где каждый ребёнок испытывает этот самый «процесс» и не зависит от стимуляторов и компьютерных треннингов?

 

Добавить комментарий